вторник, 3 июня 2008 г.

Особенности самоактуализирующейся личности.

Самоактуализирующейся личности присущи следующие особенности:
• полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее);
• принятие других и себя («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я ува-жаю и принимаю тебя таким, каков ты есть»);
• профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на де-ло;
• автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность сужде-ний;
• способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к лю-дям;
• постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;
• различение цели и средств, зла и добра («Не всякое средство хорошо для дос-тижения цели»);
• спонтанность, естественность поведения;
• юмор;
• саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни;
• готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей, к повы-шению конгруэнтности.
Конгруэнтность – это соответствие переживания, сознание опыта его настоящему содержанию.
Преодоление защитных механизмов помогает достичь конгруэнтные, истинные пере-живания. Защитные механизмы мешают правильно осознать свои проблемы. Развитие личности – это повышение конгруэнтности, повышение понимания своего «реального Я», своих возможностей, особенностей, это самоактуализация как тенденция к пониманию своего «реального Я».
Активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реаль-ности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прибегая к психологической защите, понимание того, что за отрицательной эмоцией скрывается проблема, которую надо решить, готовность идти навстречу проблемам, отрицательным эмоциям, чтобы найти и снять помехи для личностного роста – вот что позволяет человеку достичь понимания себя, смысла жизни внутренней гармонии и самоактуализации.
Принадлежность к группе и чувство самоуважения – необходимые условия для самоактуализации, так как человек может понять себя только получая информацию о себе от других людей. И напротив, патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие:
• пассивная позиция по отношению к действительности;
• вытеснение и другие способы защиты «Я»: проекция, замещение, искажение ис-тинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию.
Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы. Этапы деградации личности:
формирование психологии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»);
• создание дефицита благ, в результате ведущими становятся первичные потреб-ности в пище и выживаемости;
• создание «чистоты» социального окружения – разделение людей на «хороших» и «плохих», «своих» и «чужих», создание вины и стыда за себя;
• создание культа «самокритики», признания даже в совершении тех не одобряе-мых поступков, которые человек никогда не совершал;
• сохранение «священных основ» (запрещается даже задумываться, сомневаться в основополагающих предпосылках идеологии);
• формирование специализированного языка (сложные проблемы спрессовыва-ются до коротких, очень простых, легко запоминающихся выражений).
В результате всех этих факторов для человека становиться привычным «нереальное существование», поскольку из сложного, противоречивого, неопределенного реального мира человек переходит в «нереальный мир ясности, упрощенности», формируется у человека несколько «Я», изолированно функционально друг от друга. Образуется «экзистенциальный вакуум», когда человек потерял «животные инстинкты, потерял социальные нормы, традиции, определяющие, что человек должен делать, и в результате он сом не знает, что он хочет (а может, уже ничего не хочет), и тогда он делает то, что хотят другие, выступая «пешкой» в чужих руках («воскресный невроз»). Такому человеку требуется «логотерапия» - борьба за смысл жизни». Не человек спрашивает себя, в чем смысл его жизни, а жизнь спрашивает нас, а мы даем ответ своей жизнью. Если человек уверен, что смысл жизни существует, то человек может возвыситься над самыми неблаго-приятными условиями («Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как». Ницше).
Смысл жизни можно найти во внешнем мире, пожалуй, тремя путями:
• совершением поступков;
• переживанием ценностей, переживанием единства с другими людьми, пережи-ванием любви;
• переживанием страдания.

Комментариев нет: